Маршрут «При чём тут Малевич?»

29 сентября 2022 года в парке Малевича совместно с Третьяковской галереей открылась экспозиция современного искусства «При чём тут Малевич?»

На ней представлены произведения современных российских авторов, которые объединят серию арт-объектов монументальной современной скульптуры и паблик-арта в пешеходной зоне парка. Маршрут комментирует объекты, раскрывая авторский замысел и связь творчества современных художников с идеями русского авангарда.

Авторы объектов — всемирно известные художники, классики неофициального искусства 1960-1970-х годов, а также художники последующих поколений, уже получившие международное признание.

Для гостей парка доступен бесплатный аудиогид в двух вариантах. Вы можете найти их по ссылкам:

Маршрут «При чём тут Малевич?»Маршрут «При чём тут Малевич?»Маршрут «При чём тут Малевич?»Маршрут «При чём тут Малевич?»Маршрут «При чём тут Малевич?»Маршрут «При чём тут Малевич?»

Человек бегущий

«Человек бегущий» Игоря Шелковского происходит из серии, над которой художник работает с начала 2000-х годов. Именно «Люди» были впервые переведены мастером в масштаб городской скульптуры. Конструктивное мышление Шелковского, собирающего из линейных структур вариативные композиции, сближает его творчество с экспериментами русского авангарда. Один из главных исследователей творчества Шелковского Евгений Барабанов настаивает на важном различии между философией конструктивистов и пластическим сознанием Шелковского, в основе которого — «человек как «мера всех вещей». «Человек бегущий» будет встречать посетителей на входе. «Человек сидящий» того же Шелковского, прежде открывавший маршрут, сменил локацию и теперь поджидает посетителей в чаще липовой аллеи.
Человек бегущийЧеловек бегущийЧеловек бегущийЧеловек бегущий

Античная голова

Для создания «Античной головы» художник Аристарх Чернышев использовал в качестве образца колоссальную античную статую Александра Македонского. С одной стороны ее положение символизирует мечту авангардистов о поверженном искусстве прошлого, с другой — таит в себе неожиданную связь Малевича с художниками — сюрреалистами.
Античная головаАнтичная головаАнтичная головаАнтичная голова

Частное солнце

«Частное солнце» Леонида Тишкова — это воплощение картины «Le Banquet» («Банкет») 1955 года бельгийского художника Рене Магритта, чью знаменитую картину «Сын Человеческий» (где изображен человек в котелке с яблоком на лице).
Частное солнцеЧастное солнцеЧастное солнцеЧастное солнцеЧастное солнцеЧастное солнце

Человек сидящий

Снова Игорь Шелковский и еще один человек из его серии «Люди». Здесь особенно хорошо видно, что объекты Шелковского масштабны, но они не доминируют над ландшафтом, не подавляют природу, а наоборот пропускают ее сквозь себя, становятся ее частью. Люди одновременно и колоссальны, и будто очень хрупки.
Человек сидящийЧеловек сидящийЧеловек сидящийЧеловек сидящийЧеловек сидящийЧеловек сидящий

Вертикаль — горизонталь

Работа классика советского неофициального искусства Франциско Инфанте-Арана и его супруги Нонны Горюновой развивает «органическую теорию» Матюшина. Несмотря на испанское имя, художник родился в Саратовской области в селе Васильевка. Испанцем был его отец, приехавший из Испании в СССР в 1943 году.
Вертикаль — горизонтальВертикаль — горизонтальВертикаль — горизонтальВертикаль — горизонтальВертикаль — горизонтальВертикаль — горизонтальВертикаль — горизонтальВертикаль — горизонталь

Франциско Инфанте-Арана. Из цикла «Жизнь квадрата»

Франциско Инфанте переносит квадрат в пространство природы. Его квадрат, в отличии от Малевича не перекрывает нам изображение, напротив, он зеркально отражает небо, деревья и травы, мы можем проникнуть взглядом даже сквозь него. Он будто становится частью природы.
Франциско Инфанте-Арана. Из цикла «Жизнь квадрата»Франциско Инфанте-Арана. Из цикла «Жизнь квадрата»Франциско Инфанте-Арана. Из цикла «Жизнь квадрата»Франциско Инфанте-Арана. Из цикла «Жизнь квадрата»Франциско Инфанте-Арана. Из цикла «Жизнь квадрата»Франциско Инфанте-Арана. Из цикла «Жизнь квадрата»

Куб космоса

В 2023 году исполняется 110 лет со дня премьеры футуристической оперы «Победа над солнцем», в декорациях которой Малевич впервые изобразил «Черный квадрат» и обозначил его как «гроб для солнца». «Куб космоса» Леонида Тишкова — это тот самый супрематический объект, черный квадрат в объеме, внутри которого заключено непобедимое живое солнце.
Куб космосаКуб космосаКуб космосаКуб космосаКуб космосаКуб космоса

Встреча

Для своей инсталляции «Встреча» художница Алла Урбан «выращивает» кристаллы Матюшина из треугольных стеклянных призм, которые пропускают, аккумулируют и отражают свет. Кристаллы складываются в глаза, возвращая нас к мечте Матюшина о развитии у художника способности «расширенного смотрения», «зоркого вЕдания» или ЗОРВЕД — так называлась группа, объединившая учеников и коллег Михаила Матюшина. Их манифест провозглашал «возвращение человека к природе», стремление «подключить его к внутренним и на первый взгляд неуловимым процессам жизни, ритмам и вибрациям природы, стать самому частью ее».
ВстречаВстречаВстречаВстречаВстречаВстречаВстреча

Частная луна

Эта чудесная луна в лодке — большая путешественница. Леонид Тишков впервые создал ее в начале 2000-х. С тех пор она побывала в огромном количестве уголков нашей страны и мира: висела на раскидистых экзотических деревьях в Сингапуре и на Тайвани, принимала участие вместе с художником в научной экспедиции на парусной шхуне по водам Арктики, где чуть не застряла во льдах… Она была в Париже, Лондоне, Риге, Линце, Милане, Берлине, Праге, Бухаресте, в Токио. Теперь она живет в Парке Малевич.
Частная лунаЧастная лунаЧастная луна

Реконструкция механической самонапряженной структуры Карла Иогансона

Три металлических стержня, соединенные тросами-растяжками, крепко держаться под собственным натяжением. Во всем мире изобретателем самонапряженной конструкции долгое время считали американца Ричарда Фуллера, который в 1950-х представил свои, как он их называл, «соединения путем напряжения». Вячеслав Колейчук, воссоздав объект Карла Иогансона, доказал, что такая конструкция впервые появилась в Советской России аж в 1921 году! А ведь на основе этого изобретения во второй половине ХХ века сооружали мосты, сетчатые перекрытия, радиотелескопы и другие поражающие воображение конструкции.
Реконструкция механической самонапряженной структуры Карла ИогансонаРеконструкция механической самонапряженной структуры Карла Иогансона

Стабильная композиция

Произведение инженера-архитектора Романа Ермакова «Стабильная композиций» входит в авторскую серию «Танцующая ось пятого измерения». Работая над скульптурами, художник придумал для себя некое мифическое пятое измерение. Там не действуют привычные нам законы физики, сила тяготения или гравитация и автор ничем не ограничен в формообразовании. Скульптура в этом измерении парит, кувыркается, вращается, ее элементы перемещаются и меняются местами. Среди других разноцветных и сложносбалансированных объектов серии «Стабильная композиция» выступает стартовой позицией для каждого нового «танца», будто обнуляя каждый раз их безудержный полет и раскраску, готовя их для следующего эксперимента. Автор называет свои скульптурные композиции формулами новых состояний, подчеркивая их беспредметный и самодостаточный характер.
Стабильная композицияСтабильная композицияСтабильная композицияСтабильная композицияСтабильная композицияСтабильная композиция