29 сентября 2022 года в парке Малевича совместно с Третьяковской галереей открылась экспозиция современного искусства «При чём тут Малевич?»
На ней представлены произведения современных российских авторов, которые объединят серию арт-объектов монументальной современной скульптуры и паблик-арта в пешеходной зоне парка. Маршрут комментирует объекты, раскрывая авторский замысел и связь творчества современных художников с идеями русского авангарда.
Авторы объектов — всемирно известные художники, классики неофициального искусства 1960-1970-х годов, а также художники последующих поколений, уже получившие международное признание.
Для гостей парка доступен бесплатный аудиогид в двух вариантах. Вы можете найти их по ссылкам:
Человек бегущий
«Человек бегущий» Игоря Шелковского происходит из серии, над которой художник работает с начала 2000-х годов. Именно «Люди» были впервые переведены мастером в масштаб городской скульптуры. Конструктивное мышление Шелковского, собирающего из линейных структур вариативные композиции, сближает его творчество с экспериментами русского авангарда. Один из главных исследователей творчества Шелковского Евгений Барабанов настаивает на важном различии между философией конструктивистов и пластическим сознанием Шелковского, в основе которого — «человек как «мера всех вещей». «Человек бегущий» будет встречать посетителей на входе. «Человек сидящий» того же Шелковского, прежде открывавший маршрут, сменил локацию и теперь поджидает посетителей в чаще липовой аллеи.
Античная голова
Для создания «Античной головы» художник Аристарх Чернышев использовал в качестве образца колоссальную античную статую Александра Македонского. С одной стороны ее положение символизирует мечту авангардистов о поверженном искусстве прошлого, с другой — таит в себе неожиданную связь Малевича с художниками — сюрреалистами.
Частное солнце
«Частное солнце» Леонида Тишкова — это воплощение картины «Le Banquet» («Банкет») 1955 года бельгийского художника Рене Магритта, чью знаменитую картину «Сын Человеческий» (где изображен человек в котелке с яблоком на лице).
Человек сидящий
Снова Игорь Шелковский и еще один человек из его серии «Люди». Здесь особенно хорошо видно, что объекты Шелковского масштабны, но они не доминируют над ландшафтом, не подавляют природу, а наоборот пропускают ее сквозь себя, становятся ее частью. Люди одновременно и колоссальны, и будто очень хрупки.
Вертикаль — горизонталь
Работа классика советского неофициального искусства Франциско Инфанте-Арана и его супруги Нонны Горюновой развивает «органическую теорию» Матюшина. Несмотря на испанское имя, художник родился в Саратовской области в селе Васильевка. Испанцем был его отец, приехавший из Испании в СССР в 1943 году.
Франциско Инфанте-Арана. Из цикла «Жизнь квадрата»
Франциско Инфанте переносит квадрат в пространство природы. Его квадрат, в отличии от Малевича не перекрывает нам изображение, напротив, он зеркально отражает небо, деревья и травы, мы можем проникнуть взглядом даже сквозь него. Он будто становится частью природы.
Куб космоса
В 2023 году исполняется 110 лет со дня премьеры футуристической оперы «Победа над солнцем», в декорациях которой Малевич впервые изобразил «Черный квадрат» и обозначил его как «гроб для солнца». «Куб космоса» Леонида Тишкова — это тот самый супрематический объект, черный квадрат в объеме, внутри которого заключено непобедимое живое солнце.
Встреча
Для своей инсталляции «Встреча» художница Алла Урбан «выращивает» кристаллы Матюшина из треугольных стеклянных призм, которые пропускают, аккумулируют и отражают свет. Кристаллы складываются в глаза, возвращая нас к мечте Матюшина о развитии у художника способности «расширенного смотрения», «зоркого вЕдания» или ЗОРВЕД — так называлась группа, объединившая учеников и коллег Михаила Матюшина. Их манифест провозглашал «возвращение человека к природе», стремление «подключить его к внутренним и на первый взгляд неуловимым процессам жизни, ритмам и вибрациям природы, стать самому частью ее».
Частная луна
Эта чудесная луна в лодке — большая путешественница. Леонид Тишков впервые создал ее в начале 2000-х. С тех пор она побывала в огромном количестве уголков нашей страны и мира: висела на раскидистых экзотических деревьях в Сингапуре и на Тайвани, принимала участие вместе с художником в научной экспедиции на парусной шхуне по водам Арктики, где чуть не застряла во льдах… Она была в Париже, Лондоне, Риге, Линце, Милане, Берлине, Праге, Бухаресте, в Токио. Теперь она живет в Парке Малевич.
Реконструкция механической самонапряженной структуры Карла Иогансона
Три металлических стержня, соединенные тросами-растяжками, крепко держаться под собственным натяжением. Во всем мире изобретателем самонапряженной конструкции долгое время считали американца Ричарда Фуллера, который в 1950-х представил свои, как он их называл, «соединения путем напряжения». Вячеслав Колейчук, воссоздав объект Карла Иогансона, доказал, что такая конструкция впервые появилась в Советской России аж в 1921 году! А ведь на основе этого изобретения во второй половине ХХ века сооружали мосты, сетчатые перекрытия, радиотелескопы и другие поражающие воображение конструкции.
Стабильная композиция
Произведение инженера-архитектора Романа Ермакова «Стабильная композиций» входит в авторскую серию «Танцующая ось пятого измерения». Работая над скульптурами, художник придумал для себя некое мифическое пятое измерение. Там не действуют привычные нам законы физики, сила тяготения или гравитация и автор ничем не ограничен в формообразовании. Скульптура в этом измерении парит, кувыркается, вращается, ее элементы перемещаются и меняются местами. Среди других разноцветных и сложносбалансированных объектов серии «Стабильная композиция» выступает стартовой позицией для каждого нового «танца», будто обнуляя каждый раз их безудержный полет и раскраску, готовя их для следующего эксперимента. Автор называет свои скульптурные композиции формулами новых состояний, подчеркивая их беспредметный и самодостаточный характер.
Условные обозначения